Оптимизация налогообложения необходима не только по такой очевидной причине, как противодействие увеличению налоговой нагрузки. И даже не по тому, что использовать схемы минимизации налогов в условиях нечестной конкуренции вынуждены даже добросовестные налогоплательщики.
В условиях, когда налоговые поступления в бюджет разворовываются и, по словам президента России Дмитрия Медведева, только в системе госзакупок "Объем воровства можно снизить на триллион рублей", вопрос о целесообразности налоговой оптимизации выходит за рамки только экономики и должен рассматриваться в том числе и с точки зрения морали. Излишние платежи в бюджет следует считать аморальным поступком.
 
Налоговая оптимизация - это «действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно — оптимального вида платежа» (Постановление КС РФ № 9-П от 27.05.2003).
 
Если задача минимизации налогов будет поставлена после того как разработана организационная и финансовая схема бизнеса, решить её будет очень сложно. Внимание налогообложению необходимо уделять с самого начала планирования хозяйственной деятельности. При этом необходимо понимать, что главной целью оптимизации должно быть не снижение налогов, а увеличение доходов от предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей.
 
Консультации по налогам и возможному уменьшению налоговых платежей рассматриваются нами как составная часть налогового консалтинга и даются нашим клиентам без дополнительной оплаты.
 
Законные способы оптимизации
 
В наибольшей степени налогообложение зависит от системы налогообложения и вида (условий) договора. Поэтому основные направления законных способов оптимизации сводятся к изменению системы налогообложения и к изменению вида (условий) договора. Отдельно можно выделить максимальное использование всевозможных льгот и компенсаций.
 
Изменение системы налогообложения.
1.Выделение отдельных подразделений компании в самостоятельные хозяйствующие единицы
2.Заключение договора с предпринимателем (возмездного оказания услуг, выполнения работ, и пр.)
 
Изменение вида договора.
1.Выбор между договорами поставки и комиссии.
2.Замена трудовых отношений гражданско-правовыми отношениями (выплата арендной платы за использование личного имущества, дивидендные схемы и пр.).
3.Передача части работ на аутсорсинг.
4.Аутстаффинг, или аренда персонала.
 
Обязательные условия применения всех способов:
1.Повышенное внимание качеству документального оформления расходов
2.Обоснование экономической целесообразности расходов
3.Непритворный характер заключаемых сделок.
4.Неаффилированность контрагентов.
5.Самостоятельность низконалоговых субъектов.
 
Законные способы оптимизации являются трудозатратными и дорогостоящими в применении.
 
Для оценки эффективности законных методов снижения налогов следует сравнить сумму налоговой экономии и сумму затрат на документальное и бухгалтерское оформление.
 
Противозаконные способы оптимизации
 
Самый эффективный способ уменьшения налогов – не платить налоги совсем.
 
С некоторой степенью условности можно считать налоговой оптимизацией использование «фирм-однодневок» для целей снижения налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль с одновременным обналичиванием денежных средств и выплаты заработной платы "в конвертах".
 
Основными преимуществами способов незаконной оптимизации является их эффективность и простота.
 
Для оценки эффективности противозаконных методов снижения налогов следует сравнить сумму экономии и сумму возможных штрафных санкций.
 
Налоговое планирование
 
Для целей снижения налогов наиболее перспективным будет подход, при котором оптимизация налогообложения рассматривается как составная часть налогового планирования.
 
Необходимость такого подхода вызвана двумя факторами:
1.Взаимосвязанность налогов. Снижение одного из налогов может вызвать увеличение общей суммы налогов предприятия.
2.Изменчивость налогового законодательства, условий деятельности и видов деятельности предприятия.
 
При налоговом планировании разрабатывается несколько налоговых схем. Затем на основе расчета составляются конкретные планы налоговых платежей, то есть налоговый календарь, и выбирается оптимальная налоговая схема.
Налоговое планирование необходимо применять перед проведением крупных сделок, при подготовке к новым видам экономической деятельности.
 
Налоговая нагрузка
 
Граница между налоговой оптимизацией и уклонением от налогов может быть проведена по-разному.
 
В этой ситуации полезно внимательно разобраться с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, которая утверждена Приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Приказ содержит Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение №2), а так же Типовые способы уклонения от налогообложения с использованием фирм-однодневок (Приложение №5).
 
Налоговые органы при принятии решений о назначении выездной налоговой проверки учитывают такой показатель, как налоговая нагрузка. Налоговая нагрузка – это отношение суммы налогов к выручке. Данный показатель сравнивается со средним уровнем в конкретной отрасли либо по виду экономической деятельности (Приложение №3).
 
Налоговые органы рассчитывают налоговую нагрузку в соответствии с методикой, изложенной в Письме от 13.08.1996г №04-01-15 «О программе изучения налогового бремени на отдельных предприятиях и в организациях различных форм собственности, размеров и видов деятельности».
Самостоятельно величину налоговой нагрузки можно определить по следующей формуле:
            ∑ Н
К =   --------   х 100     
              В
где: К – налоговая нагрузка, %; ∑Н – сумма всех начисленных налогов и взносов, включая штрафы и пени, руб; В – выручка от реализации, включая НДС, руб;
 
Должная осмотрительность
 
Любой налогоплательщик может быть признан недобросовестным, если он не проявил должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.
 
Под непроявлением должной осмотрительности понимается как неосведомленность о нарушениях, допущенных контрагентом, так и непринятие мер по проверке добросовестности контрагента. (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды").
 
В судебных решениях названы следующие действия, свидетельствующие о проявлении налогоплательщиком должной осмотрительности:
Истребование у контрагентов регистрационных и учредительных документов;
Проверка наличия надлежащих полномочий у лиц, действовавших от имени контрагентов;
Запросы в государственные органы.
 
Основные признаки проблемного контрагента:
Не зарегистрирован на территории осуществления деятельности;
Не представил в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчетность либо сдал нулевую декларацию;
Не платит налоги в бюджет;
Отсутствует по юридическому адресу;
Не дал ответы по результатам встречной проверки;
Проводит расчеты по сделкам внутри одного банка;
У него отсутствуют производственные возможности и мощности для выполнения условий договора
©2003-2024 Каппа-консалтинг
создание сайта