Изменения в бухгалтерском учёте с 2013 г.

 Buhgalterskij_uchyot_2013.doc

С 1 января 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ). Некоторые его положения кардинальным образом отличаются от норм применяемого сейчас Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ).

С 1 января 2013 года

До 1 января 2013 года

Примечания

Изменено понятие бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями данного закона, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности  (п. 2 ст. 1 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций (п. 1. ст. 1 Закона № 129-ФЗ).

 

Уточнены объекты бухгалтерского учета

Объектами бухучета экономического субъекта являются (ст. 5 Закона № 402-ФЗ):

-факты хозяйственной жизни;

- активы;

- обязательства;

- источники финансирования его деятельности;

- доходы;

- расходы;

- иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые компаниями в процессе своей деятельности (п. 2 ст. 1 Закона № 129-ФЗ).

 

Расширен перечень лиц, на которых распространяется действие закона о бухгалтерском учете

Помимо организаций, филиалов, предпринимателей и адвокатов данный закон обязаны соблюдать (ст. 2 Закона № 402-ФЗ):

- государственные органы;

- органы местного самоуправления;

- органы управления государствен-ных и территориальных внебюджет-ных фондов; - ЦБ РФ.

Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории нашей страны, филиалы и представительства иностранных компаний, ИП, адвокатов, осуществляющих деятельность в адвокатском кабинете (п. 1 ст. 4 Закона № 129-ФЗ).

 

Изменен перечень лиц, которые не обязаны вести бухгалтерский учет

Индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, а также находящиеся на территории РФ филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства могут не вести бухгалтерский учет, если они ведут учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Исключение предусмотрено только для учета основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, в новом Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ исключена норма о том, что организации, применяющие УСН, могут не вести бухгалтерский учет. В связи с этим, начиная с 1 января 2013 г. компании на УСН будут обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме, что в свою очередь вызовет ряд трудностей трудности, а именно: восстановление всего учета «упрощенца» за предыдущий аналогичный период.

Разъяснен порядок ведения бухгалтерского учета

Руководитель организации  обязан возложить ведение учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. При этом необходимо отметить, что руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства можно принять ведение бухучета на себя (ст.7 Закона № 402-ФЗ).

Руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы (п.2 ст.6 Закона №129-ФЗ):

- учредить бухгалтерскую службу;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать ведение бухучета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

 

Определены требования к аутсорсинговой фирме, с которой компания заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета

При заключении договора с аутсорсинговой фирмой у нее должно быть не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным п. 4 ст.7 Закона № 402-ФЗ, а именно:

- работник должен иметь высшее профессиональное образование;

- работник должен иметь стаж работы бухгалтером или аудитором не менее 3 лет из последних 5 (а если нет высшего профобразования, то не менее 5 лет из последних 7);

- работник должен не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Не регламентировано.

 

Отменено обязательное применение унифицированных форм первичных документов

Формы первичных документов утверждаются руководителем организации. Их соответствие утвержденным унифицированным формам не требуется. .(п. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).Однако необходимо, чтобы первичный документ содержал перечень обязательных реквизитов, указанных в п.2 ст. 9 Закона 402-ФЗ.

Кроме того, теперь первичка может быть составлена не только на бумажном носителе, но и (или) в виде электронного документа, подписанного ЭЦП. .(п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Первичные документы принимают к учету, если они составлены по унифицированной форме. Бумаги же, по которым такая форма не предусмотрена, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Законом о бухучете. (п.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, начиная с 2013 года, компании сами могу разработать следующие документы:

- по учету кадров (приказ о приеме на работу, штатное расписание, приказ о направлении в командировку, командировочное удосто-верение, служебное задание и отчет о его выполнении и т.д.);

-по учету рабочего времени и расчетов по оплате труда (табель учета рабочего времени, записка - расчет о предоставлении отпуска  и т.д.);

- по учету работ в автомобильном транспорте (путевые листы, журнал учета движения путевых листов, товарно-транспортная накладная и т.д.);

- по учету ОС и НМА (акт о приеме-передаче объекта ОС, акт о списании объекта ОС и т.д.);

- по учету материалов (акт о приемке материалов, требование-накладная и т.д.);

- по учету реализации продукции (реестр документов на выбытие продукции, товарно-транспортная накладная и т.д.);

- по учету результатов инвентаризации (инвентарная опись ОС, приказ о проведении инвентаризации  и т.д.);

- по учету денежных расчетов с население при осуществлении торговых операций с применением ККМ (журнал кассира- операциониста, акт о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам и т.д.);

- по учету торговых операций (общие) (акт о приемке товаров, акт об установленном   расхождении по количеству и качеству при приемке ТМЦ, спецификация, товарная накладная,  и т.д.);

- и другие документы.

Однако, следует отметить, что формы таких документов как: счет-фактура (документ налогового учета), транспортная накладная (перевозочный документ), а также документы по учету кассовых операций (ПКО, РКО, Кассовая книги, Авансовый отчет, объявление на взнос наличными) и расчетные документы (платежное поручение, инкассовое поручение, платежное требование, платежный ордер)установлены законодательно и не могут быть самостоятельно изменены организациями.

Введены обязательные реквизиты бухгалтерских регистров

Формы бухгалтерских регистров утверждает руководитель. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты (п. 4, 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ):

- наименование регистра;
- название организации;
- даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
- хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
- величина денежного измерения объектов учета с указанием единицы измерения;
- наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
- подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих граждан.

Не регламентировано.

Необходимо отметить, что в действующем пока Законе № 129-ФЗ содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10). Новый Закон № 402-ФЗ такой нормы не содержит, но и обязанности представлять бухгалтерские регистры по запросам третьих лиц пока не устанавливает.

Скорректирован порядок действий при разногласиях между руководителем и аутсорсинговой фирмой, с которой заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета

В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем и аутсорсинговой фирмой  данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) аутсорсинговой фирмой к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию. Таким же будет порядок действий и при отражении (неотражении) объекта бухгалтерского учета в бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 1, 2 п. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

В случае разногласий по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия таких операций (п. 4 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

Начиная с 1 января 2013 г. при возникновении разногласий в части отражения и принятия к учету документов или фактов хозяйственной жизни для аутсорсинговой фирмы руководством к действию должно быть письменное распоряжение руководителя, который будет нести ответственность за последствия этого распоряжения. А вот если указание руководителя имеет устную форму и не зафиксировано на бумаге, то аутсорсинговая фирма на свое усмотрение может исполнять или не исполнять данное указание. Только в этом случае может оказаться, что ответственность за возникшие  негативные последствия с аутсорсинговой фирмы не снимается.

Сравним этот подход с сегодняшним: п. 4 ст. 7 Закона № 129-ФЗ, видно, нормы нового Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ более емкие и устанавливают, что оба действия - как отражение в учете, так и неотражение - требуют письменного распоряжения руководителя. В случае самостоятельных действий (или действий на основании устного распоряжения руководителя) всю полноту ответственности будет нести аутсорсинговая фирма.

Модифицирован состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческого предприятия состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. При этом необходимо отметить, что состав  промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается федеральными стандартам. (п. 1-3. ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

   Бухгалтерская отчетность организации состоит из (п.2. ст.13 Закона № 129-ФЗ):

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

д) пояснительной записки.