Организация начала деятельность в январе, но онлайн-кассу установили только 1 февраля. Поэтому в январе оплата банковскими картами принималась через терминал эквайринга, без проведения по онлайн-кассе. В связи с этим возник вопрос о том, как учесть непроведенные по онлайн-кассе суммы оплаты в январе? И какие санкции со стороны налоговых органов могут быть применены к организации за неприменение ККТ?
C 01.07.2019 применение ККТ (онлайн-касс) стало обязательным при любых расчетах с физлицами за товары, работы или услуги. А с юрлицами и ИП - только при платежах наличными, картой или смартфоном через POS-терминал (Письмо Минфина от 29.05.2019 N 03-01-15/39043).
Неприменение ККТ в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение штрафа (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ):
- на должностных лиц (ИП) - в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
- на организацию - в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства административный штраф заменяется на предупреждение, если неприменение ими ККТ обнаружено впервые (ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).
При выполнении ряда условий ответственности за неприменение ККТ можно избежать.
Повторное нарушение (неприменение ККТ), если сумма расчетов без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 000 000 руб. и более, влечет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):
- дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до двух лет;
- административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в отношении ИП и организаций.
Штрафа за неприменение ККТ можно избежать. Для этого нужно (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):
добровольно исполнить обязанность, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой предусмотрена административная ответственность, до вынесения постановления об административном правонарушении;
добровольно в течение трех рабочих дней с момента исполнения обязанности заявить в налоговый орган через кабинет ККТ о совершенном правонарушении (пп. 7 п. 1, п. 2, пп. 11 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@).
При этом одновременно должны соблюдаться следующие условия:
- на момент получения заявления налоговый орган не знал о совершенном административном правонарушении;
- представленные сведения и документы подтверждают факт правонарушения.
Для исправления нарушений, как правило, нужно пробить чеки коррекции.
При формировании чека коррекции необходимо обеспечить в нем достаточность сведений, позволяющих точно идентифицировать конкретный расчет, в отношении которого применяется корректировка (Письмо ФНС России от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@).
В случае корректировки только общей суммой расчетов:
- если используются форматы фискальных документов версий 1.05 и ниже - в дополнение к чекам коррекции и (или) новым кассовым чекам, сформированным для исправления некорректных кассовых чеков, необходимо направить в налоговый орган сведения и документы, достаточные для установления каждого события административного правонарушения (т.е. идентификации каждого конкретного расчета);
- если используются форматы фискальных документов версии 1.1 - в дополнение к чекам коррекции такие сведения и документы направляются, чтобы налоговый орган мог однозначно применить положения примечания к ст. 14.5 КоАП РФ в части освобождения от ответственности.